17:0011 сентября 202017:00
6158просмотров
17:0011 сентября 2020
Идею введения платного проезда по всем дорогам России, которая уже давно прорабатывается в экспертном сообществе, вбросили для обсуждения в публичное пространство. Если инициативу не сочтут чреватой социальным взрывом, то Минтранс готов формализовать её в документе стратегического планирования.
Одной из главных тем в российском информационном пространстве в пятницу, 11 сентября, стало обсуждение платного проезда по всем дорогам страны. Такой пункт может быть прописан в обновлённой транспортной стратегии России, сообщают СМИ. Минтранс, на который ссылаются авторы публикаций, предпочитает более осторожные формулировки.
Проект стратегии содержит "предложения о внедрении механизма "пользователь платит", предусматривающего переход к 2035 году к платности для всех категорий пользователей автодорог, включая дорожную сеть в городских агломерациях", — сообщили dp.ru в пресс-службе министерства.
Согласно комментарию Минтранса, актуализировать документ поручил 4 марта этого года президент России Владимир Путин. А уже 26 марта он был рассмотрен и в целом одобрен правительством РФ. Впрочем, доработка транспортной стратегии продолжается, подчеркнули в министерстве.
В экспертном сообществе работа над концепцией "пользователь платит" ведётся уже много лет. И там её понимают именно как взимание платы с автомобилистов за проезд по любым дорогам. Это неоднократно обсуждалось на различных отраслевых форумах, в том числе с участием представителей высших органов власти. Так, например, в 2016 году заместитель председателя Совета Федерации РФ Евгений Бушмин прямо сказал, что поддерживает данную концепцию.
Читайте также:
Грузоперевозки
Коллапс на дорогах ЕС отменяется?
Идея заключается в том, чтобы изменить систему финансирования дорожной отрасли. Водители платят за ремонт и строительство дорог и сейчас — транспортный налог, а также акциз на бензин идут в дорожные фонды. Но, во-первых, этих денег не хватает. По оценке директора Института экономики транспорта и транспортной политики при Высшей школе экономики Михаила Блинкина, в среднем по стране дорожные фонды покрывают около 60% расходов на автодороги. По его расчётам, чтобы покрыть 100%, каждый автомобилист должен в среднем платить порядка $1 тыс. в год.
Во-вторых, существующая система не вполне справедлива. К примеру, транспортный налог не зависит от того, стояла машина весь год в гараже или активно ездила, создавая нагрузку на дороги. А владельцы электромобилей вообще ничего не платят за бензин, а значит, не пополняют дорожный фонд через акциз. Сторонники концепции "пользователь платит" предлагают схему наподобие той, которая используется в каршеринге. Там плата зависит от типа автомобиля, дня недели и времени суток, загруженности дороги и т. д.
Точно так же можно брать деньги и за пользование дорогами — с учётом любых параметров. Например, по мнению экспертов, проезд по хорошей дороге или дороге в центре города может стоить дороже, чем по просёлочной за городом. Если дорога находится в ненормативном состоянии, плату за неё можно сделать нулевой. Звучали даже предложения доплачивать водителям за проезд по "убитому" участку. Впрочем, на платных дорогах, которые существуют сейчас, ни образовавшаяся колейность, ни несколько перекрытых для ремонта полос на стоимость проезда не влияют.
За рубежом двигаются в том же направлении. В нескольких штатах США проходил эксперимент: водителям предлагалось записывать свой ежедневный маршрут с помощью GPS-трекера. Если он оказывался меньше определённого норматива, им возвращали часть уплаченного транспортного налога. В целом ряде городов мира существует платный въезд. При этом в Сингапуре плата зависит от времени суток и дорожной ситуации: ехать в час пик дороже.
Технически никаких сложностей для реализации концепции нет. Все данные о поездке фиксируются либо с помощью геолокации, либо посредством специальных устройств на дорогах, считывающих данные о каждом проезжающем автомобиле (так называемая система free flow). Последние сейчас устанавливаются на строящейся платной трассе "Центральная кольцевая автомобильная дорога". Производители системы утверждают, что она распознаёт 99% автомобилей в любых погодных условиях. Оставшийся 1% передаётся для ручной обработки оператору. Подобные системы уже работают по всему миру.
Однако нормативная база пока отстаёт. В России до сих пор нет закона, по которому можно было бы наказать водителя за неоплаченный проезд по платной дороге. Такой законопроект в 2019 году внесло в Госдуму правительство. Его довольно быстро приняли в первом чтении, но дальнейшее рассмотрение было отложено, что нетипично для правительственных инициатив. Это может свидетельствовать о том, что до последнего времени окончательная позиция власти насчёт платных дорог не была сформирована.
Интересно, что сейчас, вбрасывая тему тотальной платы за проезд на автомобиле, Минтранс акцентирует внимание на том, что одновременно полностью бесплатным должен стать весь общественный транспорт в городах. В любом случае обсуждения будут продолжены, так как даже в экспертном сообществе нет единой точки зрения.
"В Российской Федерации не решена задача обеспечения транспортной доступности территорий, — говорит директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов. — Одновременно с этим возникла большая проблема с возрастанием транспортных издержек, в первую очередь в крупных городах. К сожалению, решение одновременно обеих этих проблем невозможно найти в новейшей мировой истории. Все страны проходили этот путь последовательно. И данная инициатива в этом ключе мне не кажется оправданной. Индивидуальный легковой автомобиль — это единственное средство коммуникации граждан на такой огромной территории, как Российская Федерация. Вполне справедливым может быть решение о существенном ограничении либо увеличении экстерналий пользования индивидуальным легковым автомобилем в крупных городах. Но распространять практику оплаты проезда по дорогам общего пользования на всей территории было бы губительно для страны с точки зрения освоения её ресурсов, сохранения её территории и безопасности".